Информация о запрете дарить и получать подарки
Гражданский кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации содержат запрет на дарение лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, служащим Банка России, работникам отдельных организаций и на получение ими в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренных законодательством Российской Федерации подарков от физических и юридических лиц.
При этом подарки, предусмотренные законодательством, рассматриваются как исключительный случай (полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями), не принадлежат одаряемому, а признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и подлежат передаче по акту в орган (организацию), в котором он замещает должность. Воспользоваться полученными подарками указанные лица могут только выкупив их.
В этой связи затраты, в том числе федерального бюджета, произведенные на заказ (приобретение) подарков, планируемых к вручению, являются нецелесообразными. Получение соответствующим лицом подарка не в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями является нарушением запрета, создает условия для конфликта интересов, ставя под сомнение объективность принимаемых им решений, а также влечет ответственность, предусмотренную законодательством, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия, а в случае, когда подарок расценивается как взятка -уголовную ответственность.
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
Статьей 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Невыполнение государственным или муниципальным служащим данной обязанности является правонарушением, которое влечет его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным предусмотренным законодательством РФ видам ответственности.
Указом Президента РФ «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрено, что к лицу, замещающему должность в государственном органе, сообщившему в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности применяются в случае совершения этим лицом в течение года после указанного сообщения дисциплинарного проступка (но только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании ко-миссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов).
В таком заседании может принимать участие в том чисто прокурор. Председатель комиссии представляет прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законодательства о государственной службе или законодательства о труде, необходимые материалы.
Таким образом, в течение года после указанного сообщения привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности возможно только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Л. ГУЗЕНКО, Газета «В краю родном» от 11.12.2018 №156
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В конце 2015 г. Минтруд подготовил Методические рекомендации по привлечению к ответственности за антикоррупционные проступки. В зависимости от тяжести проступка к нарушителю могут быть применены различные виды взысканий - от замечания до увольнения.
Напомним, что виды нарушений, не образующие коррупционного проступка и расцениваемые как несущественные, не влекут применения взысканий.
В Рекомендациях были перечислены все эти виды (например, непредоставление информации из-за проблем непреодолимой силы или своевременное выявление и исправление ошибок служащим).
Следует отличать несущественный проступок от малозначительного. Малозначительный проступок уже является поводом для наложения взыскания. Если нарушение допустил гражданский (муниципальный) служащий, то ему делается замечание. К федеральным госслужащим, замещающим должности государственной службы иных видов, требования жестче - им грозит не только замечание, но и выговор.
Если тяжесть и обстоятельства нарушения квалифицируются как значительные (то есть служащий утрачивает доверие руководителя), тогда санкция - увольнение.
В марте 2016 г. Минтруд подготовил Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих (далее - служащих) за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Единственное существенное отличие - из списка смягчающих обстоятельств исключены эффективное выполнение особо важных и сложных заданий и наличие поощрений в отчетном периоде (государственные и ведомственные награды, почетные грамоты, благодарности и т.п.).
Тем не менее рассмотрим указанный Обзор подробнее.
Ситуации, которые расцениваются
как значительные проступки, влекущие увольнение
1. Служащий не представил обязательные сведения (о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера).
2. Не представлены обязательные сведения, касающиеся супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей (или служащий не обратился с соответствующим заявлением в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений, если такие сведения невозможно было представить по объективным причинам).
3. Сокрыты факты приобретения земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, стоимость которых служащий не может объяснить исходя из своего официального дохода:
а) одновременное неуказание соответствующих сведений о расходах в разд. 2 "Сведения о расходах" справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утв. Указом Президента РФ от 23.06.2014 N 460 и сведений о приобретенном имуществе в разд. 3 "Сведения об имуществе" и (или) в разд. 5 "Сведения о ценных бумагах" справки;
б) неуказание соответствующих сведений о расходах в разд. 2 справки при том, что сведения о появившемся в отчетном периоде имуществе указаны в разд. 3 и (или) в разд. 5 справки.
.4. Служащий сокрыл банковский счет, движение денежных средств по которому в течение отчетного года он не может объяснить исходя из своих доходов.
5. Скрыта информация о наличии конфликта интересов путем предоставления недостоверных сведений в отношении организации, где служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления:
а) о получении доходов от этой организации (работа по совместительству, размещение ценных бумаг, чтение лекций и т.п.);
б) о получении доходов от продажи имущества по цене существенно выше рыночной, если покупатель - указанная организация;
в) о получении кредитов, займов от названной организации;
г) о наличии в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка ценных бумаг организации;
д) о приобретении в собственность у данной организации служащим и (или) его супругой (супругом) и несовершеннолетним ребенком земельных участков, объектов недвижимого имущества и (или) транспортного средства на льготных условиях (по цене существенно ниже рыночной).
6. Представлены недостоверные сведения, способствующие сокрытию информации о нарушении запретов:
а) о получении служащим дохода от предпринимательской деятельности;
б) о владении акциями, долями участия в коммерческих организациях при том, что служащий фактически участвует в управлении этой коммерческой организацией;
в) о владении (пользовании) иностранными финансовыми инструментами или о наличии счета (счетов) в иностранном банке <5>.
<5> Данный запрет касается лиц, указанных в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
7. Сокрытие сведений об имеющейся недвижимости за рубежом.
8. Манипуляции с информацией об источниках финансирования для обоснования факта незаконного приобретения недвижимости: значительное завышение суммы реальных доходов, либо указание фиктивных доходов, значительное завышение общей суммы имеющихся вкладов, полученных кредитов и займов, либо указание несуществующих кредитов и займов.
9. Указание заниженной стоимости совершенных сделок по приобретению земельных участков, объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, чтобы такие покупки можно было объяснить исходя из законных доходов служащего.
10. Служащий не уведомил работодателя о предложении совершить коррупционное правонарушение.
Ситуации, которые расцениваются
как малозначительные проступки
1. Служащий не указал доход от преподавательской, научной и иной творческой деятельности (чтения лекций, проведения семинаров, тренингов), если (совокупно):
- доход получен от организаций, в отношении которых служащий не осуществляет функции государственного (муниципального) управления;
- сумма дохода не превышает 10 тыс. руб.;
- служащий надлежащим образом уведомил о выполнении иной оплачиваемой работы.
2. Служащий не указал сведения об участии в коммерческой организации, если (совокупно):
- у этой организации отсутствует хозяйственная деятельность в течение трех и более лет;
- нет сомнений в отсутствии коррупционной составляющей в действиях (бездействии) служащего.
3. Служащий не предоставил сведения о доходе от вклада, если (совокупно):
- сумма вклада не превышает 10 тыс. руб.;
- сумма была переведена на банковский счет служащего, средства со счета не снимались;
- в справке отражены полные и достоверные сведения об этом счете.
4. Не указаны сведения о частном доме, если:
- дом ветхий;
- дом расположен в среднестатистическом районе (район типовой застройки жильем экономкласса), дачном некоммерческом товариществе;
- общий доход семьи служащего из трех человек - менее 1,5 млн руб. в год.
Ситуации, которые расцениваются как несущественные проступки
1. Разница при суммировании всех доходов в разд. 1 справки не превышает 10 тыс. руб. от фактически полученного дохода.
2. Объект недвижимого имущества, находящийся в пользовании по договору социального найма, указан в разделе "Недвижимое имущество" справки.
3. Объект недвижимого имущества, который ранее указывался в разделе "Недвижимое имущество", фактически оказался объектом недвижимого имущества, находящимся в пользовании (например, гараж, отражаемый ранее в качестве объекта, владение которым, по мнению служащего, осуществлялось на праве собственности, в связи с членством в кооперативе (гаражном) оказался объектом недвижимого имущества, находящимся в пользовании), либо оказался объектом, возведенным на соответствующем земельном участке, но незарегистрированным.
4. Не предоставлены сведения об имуществе, находящемся в долевой собственности служащего и члена его семьи, при этом сведения о наличии такого имущества в собственности члена семьи указаны в справке члена семьи.
5. Сведения о совместном имуществе супругов указаны только в справке одного из супругов либо только в справке одного из супругов данные сведения указаны достоверно.
6. Площадь объекта недвижимости указана с ошибкой, не превышающей 5%, либо ошибка в указании площади является технической (опиской или опечаткой, например, когда "зеркально" отражены соседние цифры).
7. Не указаны сведения о транспортных средствах, если:
- рыночная стоимость транспортных средств не превышает 100 тыс. руб. и ими не пользовались более 10 лет;
- и (или) транспортные средства переданы третьим лицам по генеральной доверенности или находятся в угоне.
8. Ошибки в наименовании вида транспортного средства, места его регистрации (однако субъект РФ указан верно).
9. Отсутствуют сведения о банковских счетах, вкладах, остаток денежных средств на которых не превышает 1 тыс. руб., при этом движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось.
10. Не указаны сведения о счете, открытом в банке, расположенном на территории РФ, при условии, что (совокупно):
- счет использовался в отчетном периоде только для совершения сделки по приобретению объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, а также аренды банковской ячейки для этих сделок;
- остаток средств на данном счете по состоянию на 31 декабря отчетного периода составлял менее 10 тыс. руб.;
- сведения о совершенной сделке и (или) приобретенном имуществе указаны в соответствующем разделе справки (обратите внимание: данный проступок расценивается как несущественный, только если банк расположен на территории РФ).
Взыскания могут не применяться, если имеются смягчающие обстоятельства: проступок совершен впервые и квалифицирован как несущественный, отягчающих обстоятельств нет (п. 9 Методических рекомендаций).
В рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрен ряд мер, направленных на снижение коррупционных рисков и других злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:
предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок (статья 20 Закона N 44-ФЗ);
установлено право на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (статья 102 Закона N 44-ФЗ);
установлен запрет на членство в комиссиях по осуществлению закупок лиц, заинтересованных в результатах процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (статья 39 Закона N 44-ФЗ);
предусмотрен механизм раскрытия информации о выгодоприобретателях и руководителях, в том числе членах коллегиального исполнительного органа, организации-поставщика (подрядчика, исполнителя) при заключении крупных контрактов (часть 19 статьи 34 Закона N 44-ФЗ);
предусмотрена возможность в судебном порядке признания недействительным контракта, заключенного заказчиками, должностные лица которых состоят в браке либо являются близкими родственниками с выгодоприобретателями либо руководителями организаций-поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 22 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Также отмечаем, что в настоящее время в целях усиления общественного контроля на сферу взаимоотношений исполнителей (генеральных подрядчиков) по государственным и муниципальным контрактам с субподрядчиками Минэкономразвития России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Законопроект предусматривает раскрытие с помощью единой информационной системы в сфере закупок информации о привлекаемых в рамках исполнения крупных государственных и муниципальных контрактов субподрядчиках, соисполнителях (с совокупным объемом привлечения более 10 процентов цены контракта). Законопроектом предусмотрена обязанность размещения в единой информационной системе информации о привлечении субподрядчиком исполнителей при исполнении контракта.
Указанный механизм обеспечит распространение общественного контроля на сферу взаимоотношений исполнителей (генеральных подрядчиков) по государственным и муниципальным контрактам с субподрядчиками и уменьшит возможность использования незаконных схем, а также приведет к снижению коррупциогенных рисков.
Кроме того, в настоящее время в целях повышения эффективности осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд разработан проект федерального закона N 623906-6 в части регламентации проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме.
Проведение электронных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) позволит повысить анонимность подачи заявок участниками закупок и рассмотрения таких заявок заказчиками, что обеспечит добросовестную конкуренцию, а также будет способствовать снижению коррупционных рисков, рисков сговора между участниками закупок, увеличению экономии бюджетных средств.
Таким образом, положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрены механизмы, направленные на снижение коррупционных рисков и злоупотреблений в сфере государственных закупок.